Детский сад №6 "Светлячок", п.Малое Луговое

Игры в современном мире.

 В  2013 году был утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. Главное условие реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, кардинальным отличием является — изъятия из образовательного процесса учебной деятельности, как не подходящей для воспитания  ребенка на этапе дошкольного детства.  Теперь стоит задача перед педагогами, поиска новых методов и приемов работы с детьми.

Педагоги знают, что главной деятельностью дошкольников является –  игра.                       Для того, что бы у ребенка развивались физические, умственные качества и формировались предпосылки к учебной деятельности, надо правильно организовать игру. Существует, ряд линий для воспитания ребенка: чувствовать-познавать- творить игру, которая проявляется в виде развлечения, и одновременно приемом познания мира , предметов, окружающей среды и все это происходит с помощью фантазии и воображения детей. В настоящее время существует проблема, как организовать игру с современными детьми. Сейчас существует многообразие разных игр и игрушек, которые несут  психологический вред ребенку. Игры, в которые играли родители и правила игры, на данный момент устарели, так как изменились главные герои и время. Следовательно,  взрослые должны уметь ориентироваться в новых играх и игрушках. Не нарушать баланс между выбором ребенка и пользой игры, игрушки. Предпочтительно  уделять внимание дидактическим играм и  воспитывающим компьютерным играм, которые не наносят вред ребенку. Важное значение игры – воспитание подрастающего поколения, корректировка  того , что он знает и формирование воображения и искательского поведения. Несомненно,  игры  у детей развивают  психические процессы, умственные операции, развивают способность к копированию и конструированию, формируют математические понятия, идет  подготовка к школе.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. 

21 декабря 2016 в 21:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.